Методические рекомендации преподавательскому составу

На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы.

При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинами учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить Методические рекомендации преподавательскому составу план проведения семинарского (практического) занятия по теме лекции.

В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или Методические рекомендации преподавательскому составу иных явлений и процессов, характеризующих юридическую деятельность.

Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам, приводить примеры судебной и следственной практики. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ - это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя категорийный аппарат, а также характерные признаки и особенности проявления различных юридических институтов. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов Методические рекомендации преподавательскому составу, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами.

При подготовке к семинарскому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение. Ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы. В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость Методические рекомендации преподавательскому составу темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского Методические рекомендации преподавательскому составу занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия.



Практическое занятие предполагает выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателей одной или нескольких практических работ. Главным их содержанием является практическая работа каждого слушателя.

Порядок подготовки практического занятия:

- изучение требований программы дисциплины;

- формулировка цели и задач практического занятия;

- разработка плана проведения практического занятия;

- отбор содержания практического занятия (подбор типовых и нетиповых задач, заданий, вопросов);

- обеспечение практического занятия методическими материалами, техническими средствами обучения;

- определение методов, приемов и средств поддержания интереса, внимания, стимулирования творческого мышления студентов;

- моделирование практического занятия;

Порядок проведения практического занятия:

1. Вводная часть:

– сообщение темы и цели занятия;

– актуализация теоретических Методические рекомендации преподавательскому составу знаний, необходимых для работы для практической деятельности.

2. Основная часть:

– разработка алгоритма проведения практической деятельности;

– проведение практических работ.

3. Заключительная часть:

– обобщение и систематизация полученных результатов;

– подведение итогов практического занятия и оценка работы студентов.

Неотъемлемой частью педагогического процесса выступает самостоятельная подготовка. Методом ее проведения является самостоятельная работа студентов по освоению учебной дисциплины и овладению навыками профессиональной деятельности. Самостоятельная работа студентов отражает процессуальную, методическую сторону их деятельности, позволяет работать над изучением программного материала, привить навыки обработки огромной массы научной литературы и решать различные научно-исследовательские задачи. Самостоятельная работа, как метод обучения, предполагает: чтение различной литературы, трудов и монографий, обработку материалов исследования вручную Методические рекомендации преподавательскому составу и на ЭВМ, изучение и конспектирование нормативно-правовых актов и др.

Профессиональная ориентация рассматриваемой дисциплины предполагает систематическую, целенаправленную и активную самостоятельную работу студентов по изучению рекомендованных нормативно-правовых актов, а также специальной учебной литературы.

Самостоятельная работа студентов организуется в следующих формах:

1) самостоятельное изучение теоретического материала, не охваченного лекционными курсами;

2) работа с нормативно-правовыми актами и нотариальными документами;

3) составление проектов нотариальных документов.

При изучении каждой темы рекомендуется следующая последовательность:

1) ознакомление с основными вопросами темы, целевой установкой и указаниями по теме;

2) ознакомление с материалами лекций;

3) чтение рекомендаций литературы и составление конспектов по теме;

4) ознакомление с практическим опытом работы подразделений и служб правоохранительных Методические рекомендации преподавательскому составу органов с использованием знаний по рассматриваемой теме;

5) проверка усвоения материала путем устных или письменных ответов на основные вопросы темы.

При этом по наиболее сложным объемным вопросам темы рекомендуется составлять в рабочих тетрадях развернутый план ответа или краткие тезисы, которые могут использоваться студентами в процессе ответа.

Вопросы для самопроверки:

1. Исторические предпосылки возникновения арбитражных судов.

2. Система арбитражных судов.

3. В чем отличие государственного арбитража от системы арбитражных судов.

4. Каковы принципы деятельности арбитражных судов.

5. Каковы полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ.

6. Каковы полномочия арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ.

7. Что понимается под предметом арбитражного процесса.

8. Каковы стадии (части) арбитражного процесса.

9. Что является Методические рекомендации преподавательскому составу объектом и кто является субъектом процессуальных правоотношений.

10. Каковы задачи арбитражного судопроизводства.

11. Каково значение принципов арбитражного процессуального права.

12. Дайте определение подведомственности дел арбитражному суду.

13. Дайте определение подсудности споров арбитражному суду.

14. Каков порядок передачи дела в другой арбитражный суд и третейский суд.

15. Какова роль арбитражного суда как субъекта процессуальных правоотношений.

16. Дайте понятие сторон в арбитражном процессе

17. Каково правовое положение третьих лиц в арбитражном процессе.

18. Что такое процессуальное правопреемство.

19. Каковы формы участия прокурора в арбитражном процессе.

20. Кто может быть представителем в арбитражном процессе и его правовое положение.

21. Какова роль судебного доказывания.

22. Назовите виды доказательств.

23. Каковы основания освобождения от доказывания.

24. Каков порядок обеспечения Методические рекомендации преподавательскому составу доказательств.

25. Что называется предметом доказывания.

26. Что понимается под относимостью и допустимостью доказательств.

27. Назовите виды арбитражных расходов.

28. Каков порядок исчисления государственной пошлины.

29. Каковы основания и порядок освобождения, отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

30. Как распределяются арбитражные расходы между сторонами.

31. Назовите виды процессуальных сроков в арбитражном процессе.

32. Каков порядок исчисления процессуальных сроков и каковы правовые последствия их нарушения.

33. Каков порядок приостановления, перерыва, восстановления и продления процессуальных сроков.

34. Каков процессуальный порядок предъявления иска.

35. Назовите основания к отказу в принятии судьей искового заявления.

36. Каковы требования к форме и содержанию искового заявления.

37. Каково значение стадии подготовки дела к судебному разбирательству.

38. Какие процессуальные действия осуществляет судья Методические рекомендации преподавательскому составу при подготовке дела к судебному разбирательству.

39. Цель и порядок обеспечения иска.

40. Какие меры применяются по обеспечению иска.

41. Какое значение имеет судебное разбирательство в арбитражном процессе.

42. Каковы основания к отложению дела и приостановлению по нему производства, а также их правовые последствия.

43. Каков порядок судебного заседания, его части.

44. В чем заключаются особенности объявления перерыва в судебном заседании и отложение дела.

45. Порядок приостановления производства по делу.

46. Каковы основания и окончание производства по делу без вынесения решения. Примирительные процедуры.

47. Раскройте порядок рассмотрения дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

48. Каковы особенности рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве).

49. Каково производство по делам Методические рекомендации преподавательскому составу о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.

50. Как осуществляется рассмотрение дел в порядке упрощенного производства.

51. В чем заключается особенность производства по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

52. Каковы особенности рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

53. Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц.

54. Рассмотрение дел об административных правонарушениях.

55. Какие судебные акты выносит арбитражный суд по первой инстанции.

56. Каково значение и содержание протокола судебного заседания.

57. Каков порядок принятия и содержание решения арбитражного суда Методические рекомендации преподавательскому составу.

58. Каков порядок устранения недостатков в решении арбитражного суда и какие основания для вынесения дополнительного решения.

59. Каковы виды определений и требования к их содержанию.

60. Каково значение апелляционного производства в арбитражном суде апелляционной инстанции.

61. Порядок обращения в арбитражный суд апелляционной инстанции.

62. Требования, предъявляемые к апелляционной жалобе. Принятие, оставление и возвращение апелляционной жалобы, а также прекращение производства по ней.

63. Порядок рассмотрения дела в апелляционном производстве.

64. Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции.

65. Полномочия арбитражного суда апелляционной инстанции.

66. Основания к изменению и отмене судебных актов арбитражного суда первой инстанции.

67. Судебные акты, принимаемые арбитражным судом апелляционной инстанции.

68. Каково значение стадии проверки судебных Методические рекомендации преподавательскому составу актов в арбитражном суде кассационной инстанции.

69. Порядок возбуждения кассационного производства.

70. Форма и содержание кассационной жалобы.

71. Принятие, оставление без движения и возвращение кассационной жалобы.

72. Порядок рассмотрения дел в арбитражном суде кассационной инстанции и основания к прекращению производства по кассационной жалобе.

73. Порядок рассмотрения дел арбитражным судом кассационной инстанции и его пределы.

74. Основания для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций.

75. Полномочия арбитражного суда кассационной инстанции.

76. Основания для изменения или отмены судебных актов нижестоящих судебных инстанций.

77. Судебные акты, принимаемые арбитражным судом кассационной инстанции.

78. Сущность пересмотра судебных актов в порядке надзора.

79. Порядок надзорного производства и требования, предъявляемые к обращению Методические рекомендации преподавательскому составу в арбитражный суд надзорной инстанции.

80. Процессуальные действия арбитражного суда надзорной инстанции при принятии и возвращении заявления или представления, а также их рассмотрения.

81. Порядок рассмотрения дела в Президиуме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и его полномочия.

82. Судебные акты, выносимые арбитражным судом надзорной инстанции и требования предъявляемые к ним.

83. Основания к пересмотру решений арбитражных судов по вновь открывшимся обстоятельствам и порядок возбуждения производства по делу.

84. Каков процессуальный порядок рассмотрения заявления о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам.

85. Судебные акты, принимаемые по результатам пересмотра решений по вновь открывшимся обстоятельствам.

86. Какова роль исполнительного производства в арбитражном процессе.

87. Основания к выдаче исполнительного листа и его содержание.

88. Субъекты Методические рекомендации преподавательскому составу исполнительного производства и их правовое положение.

89. Раскройте общие правила исполнения судебных актов арбитражных судов.

90. Приостановление, возобновление и прекращение исполнительного производства.

91. Порядок предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта. Поворот исполнения судебного акта.

92. Раскройте особенности исполнения судебных актов арбитражных судов по отдельным исполнительным производствам.

93. Ответственность за неисполнение правовых актов, связанных с исполнением судебных актов.

94. Особенности рассмотрения дел арбитражными судами Российской Федерации с участием иностранных лиц.

95. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения.

96. Каков порядок исполнения судебных поручений и решений иностранных судов.

97. Международное сотрудничество в области рассмотрения и разрешения экономических споров.

98. В чем заключается роль третейских судов.

99. Каков порядок третейского разбирательства Методические рекомендации преподавательскому составу и исполнения решения третейского суда.

100. Международные коммерческие суды.

Изучение тем дисциплины студентами заочной формы обучения осуществляется в соответствии со специальным тематическим планом.

Студентам следует подробно изучить литературу из перечня рекомендуемых источников к данной теме. Также студентам необходимо уделить внимание составлению проектов исковых заявлений в арбитражный суд, проектов судебных актов, иных документов.

Для студентов заочной формы обучения необходимо написание контрольной работы.

Цель контрольной работы – научить студентов самостоятельно применять полученные знания при анализе конкретных теоретических и практических проблем профессиональной деятельности, обобщать и систематизировать научную, учебную и юридическую литературу, привить навыки и умения самостоятельного проведения научных исследований, грамотного и убедительного изложения материала Методические рекомендации преподавательскому составу, четкого и логичного формулирования выводов и практических рекомендаций.

Тематика контрольных работ по курсу «Арбитражный процесс» разрабатывается в соответствии с основным содержанием курса. Она отражает наиболее актуальные проблемы и имеет четкую практическую направленность.


documentbbmiier.html
documentbbmipoz.html
documentbbmiwzh.html
documentbbmjejp.html
documentbbmjltx.html
Документ Методические рекомендации преподавательскому составу